Психолого-лингвистическая экспертиза

Непосредственными объектами психолого-лингвистической экспертизы являются:

Задачами психолого-лингвистической экспертизы являются:

Примерный перечень решаемых вопросов:

1. Какова общая направленность представленного на исследование текста;
2. Имеется ли в тексте негативная оценка личности; если имеется, то выражена ли она в неприличной форме;
3. Носят ли высказывания, относящиеся к гражданину, оскорбительный характер;
4. Имеются ли в исследуемом объекте слова или выражения, относящиеся к обсценной или иной инвективной лексике;
5. Имеется ли в тексте скрытый или косвенный смысл; если имеется, то в чем он выражается;
6. Содержатся ли в исследуемой публикации сведения, порочащие честь и достоинство конкретного лица; в каких конкретно высказываниях содержится указанная информация;
7. В какой форме выражены сведения, порочащие честь и достоинство конкретного лица: утверждения, предположения, мнения;
8. Имеются ли в тексте сведения в форме утверждений о нарушении конкретным лицом моральных и правовых норм и принципов;
9. В каком значении употреблено конкретное слово (указывается слово) в контексте публикации;
10. Каково смысловое содержание текстов документов, нормативных актов, договоров и т.д.;
11. Если сведения, изложенные в статье, не соответствуют действительности, то можно ли их отнести к разряду сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию конкретного лица;
12. Содержатся ли в представленном на исследование тексте призывы к насильственному захвату власти или насильственному изменению конституционного строя страны;
13. Имеются ли в тексте публикации признаки возбуждения межнациональной, религиозной, расовой, родовой, социальной вражды или розни;
14. Носят ли высказывания в тексте оскорбительный характер по отношению к представителям определенной нации, религии, рода;
15. Имеются ли в тексте высказывания об исключительности, превосходстве либо неполноценности одной нации, религии над другой;
16. Есть ли высказывания побудительного характера, содержащие призывы к враждебным или насильственным действиям в отношении лиц определенной национальности, одной социальной, религиозной, родовой, расовой группы против другой;
17. Каково психологическое влияние текста материала на массовое сознание читателей;
18. Каково семантическое значение исследуемых словесных обозначений товарных знаков;
19. Являются ли какие либо обозначения, используемые при оформлении предприятия "А", тождественными либо сходными до степени смешения с товарным знаком компании "Б", зарегистрированным свидетельством на товарный знак (знак обслуживания)?
20. Возможно ли при визуальном восприятии обозначений, используемых при оформлении предприятия "А", формирование у потребителей представления о принадлежности данного предприятия к компании "Б"?
21. Каковы коммуникативные роли собеседников, кто из них занимает более активную, а кто более пассивную коммуникативную позицию;
22. Позволяет ли лексико-синтаксический анализ текстов разговоров определить, в каких взаимоотношениях (официальных, неофициальных) находятся участники беседы;
23. Установлена ли среди участников беседы иерархия и признаки распределения ролей;
24. Позволяет ли лексико-синтаксический анализ текстов бесед говорить о том, что участники беседы ведут разговор на понятную друг другу тему (общую для них тему);
25. Содержат ли тексты разговоров смысловой компонент требования чего-либо, угрозы;
26. Содержится ли в документе 2 лингвистические признаки того, что он создан с использованием информации, содержащейся в документе 1; 
27. Если да, то является ли документ 2 вторичным текстом по отношению к документу 1, то есть, создан ли документ 2 на основе документа 1;
28. Идет ли речь в переписке между пользователем «А» с электронным адресом http://  и пользователем «Б» с электронным адресом http://  о половых органах, иных частях тела человека, а также совершаемых с ними действиях (в том числе обнажении) и/или действиях, связанных с совершением полового акта, удовлетворением сексуального влечения;
29. Содержатся ли в представленной на экспертизу переписке между пользователем «А» с электронным адресом http://  и пользователем «Б» с электронным адресом http:// признаки побуждения со стороны пользователя «А» к совершению действий, связанных с половым актом, удовлетворением сексуального влечения;
30. Если да, то какова форма волеизъявления;
31. Имеется ли в представленной на экспертизу переписке между пользователем «А» с электронным адресом http://  и пользователем «Б» с электронным адресом http://  указания на возраст субъектов данных действий;
32. Имеют ли представленные материалы направленность на пробуждение интереса несовершеннолетней А, использующей страницу «…» с электронным адресом http:// , к сексуальным отношениям;
33. Имеются ли в переписке между пользователем «А» с электронным адресом http://  и пользователем «Б» в социальной сети «ВКонтакте» материалы порнографического содержания? Если имеются, то какие именно, и по каким критериям (признакам) их можно отнести к категории порнографических.

Особенности психолого-лингвистической экспертизы: